Пасть, во-первых, заменяет собаке кухню и мясорубку, во-вторых, является оружием для самозащиты и нападения, в-третьих, прекрасный кондиционер, в-четвертых, туда же встроен и переносной пылесос, в-пятых, может быть использована для выражения любви и преданности, а в-шестых, служит для переноски тяжестей и транспортировки грузов. То, что собака берет в свою зубастую руку, можно смело назвать апортом, а сам процесс взятия и переноски - аппортировкой.

По правилам испытаний ОКД навык должен выполняться следующим образом: собака находится у левой ноги, дрессировщик фиксирует ее командой «Сидеть!», показывает предмет и выбрасывает его вперед не ближе 10 м от себя. После выдержки 10-15 секунд командой «Аппорт!» и жестом дрессировщик посылает собаку за предметом. Жест - правая прямая рука, поднятая на уровень плеча, ладонью вниз, в сторону брошенного предмета. По команде собака должна побежать за брошенным предметом, взять его в пасть, вернуться к дрессировщику и занять исходное положение. Через 10-15 секунд дрессировщик по команде «Дай!» забирает предмет.

Немецкая овчарка перепрыгивает через барьер с апортом в зубах, фото фотография собаки

Навык аппортировки предметов в своей отработке одними считается легким, другими - очень трудным. Замечено, что собаки отечественных пород без особого энтузиазма осваивает его, а все остальные с трудом отдают предмет дрессировщику или бросают его рядом.

Навык гораздо легче формируется во время игры, и если ваша собака еще молода, не упускайте времени. В игре, если она проводится без применения поводка, можно научить собаку бежать за предметом, брать его в пасть, достаточно долго носить и подносить дрессировщику. На этом этапе просто опасно играть с собакой в догоняшки - не бегайте за ней, не пытайтесь поймать, как бы это ни было весело. Впоследствии научить такую собаку подходить с предметом к дрессировщику будет трудно.

Если играть с собакой на поводке, процесс научения сокращается. При этом щенка легко научить брать предмет в пасть и отдавать его по команде, носить его при движении рядом с дрессировщиком, садиться и сидеть с предметом в пасти. Предмет для такого способа дрессировки лучше брать достаточно большой, чтобы удобно было держать в руке, когда он у собаки в пасти. А для того чтобы заинтересовать собаку в предмете и вызвать желание взять его в пасть, нужно играть предметом самому, повторяя команду. Когда собака возьмет предмет, можно попытаться, но только попытаться отнять его, побегать, походить с собакой и по команде забрать предмет, обменять его на лакомство или раскрыть пасть собаки другой рукой. Вырывать и выламывать предмет из пасти не следует, вы можете повредить десны, язык или зубы. Постепенно время ношения предмета увеличивают и вводят посадку собаки.

Такой способ хорош, но только для тех собак, у которых выражена игровая мотивация. Если предложенный способ не устраивает собаку, навык осваивают по его элементам и объединяют их.

Самое, пожалуй, сложное - это вызвать у собаки желание взять предмет в пасть. Можно привязать к предмету шпагат и сделать предмет почти живым или взять кость, типа «мосол», которую затем поместить в матерчатый чехол. Или, отрезав кусок не толстого резинового шланга, проделать в нем поперечные отверстия, а отверстия с торцов закрыть деревянными пробками, предварительно положив в полость шланга сыр, мясо, колбасу и т. д. Можно применить достаточно увесистую деревяшку и привязать ее к ошейнику за концы, так, чтобы она висела чуть выше запястных суставов и мешала собаке двигаться. Если собака достаточно агрессивна, то можно попробовать нападение нарушителя с предметом, когда схватывание собакой предмета означает победу собаки и уход нарушителя. Или, посадив собаку рядом с собой, левой рукой раскрывают пасть, подают команду и вкладывают предмет в пасть. Необходимо немного придержать пасть и после команды «Дай!» забрать предмет. Постепенно время удержания предмета увеличивают.

Если очень голодной собаке вложить предмет в пасть, а затем поменять его на пищу, собака после этого станет так активно хватать предмет, что останется только подкармливать ее не сразу, а после небольшой выдержки, давая понять, что предмет надо не просто схватить, но и держать. Со временем выдержку увеличивают.

Когда собака начинает охотно брать предмет с руки, руку начинают постепенно опускать до земли рядом с предметом. Потом кладут только предмет, который отбрасывают все дальше.

Второй этап - научение собаки переноске предмета. После того, как собака научилась Орать предмет по команде, взяв ее на поводок, проходят некоторое расстояние. Если собака бросает предмет, применяют отрицательное подкрепление - грозно ругают или даже шлепают, после чего привлекают внимание собаки к предмету. Когда она возьмет его в пасть, меняют гнев на милость и закрепляют поведение собаки условным положительным подкреплением. Затем приучают собаку к остановке и посадке.

Может оказаться полезным отработка подхода собаки с предметом к дрессировщику. Для этого командой фиксируют собаку в положение «сидеть» с предметом в пасти, отходят от нее и после некоторой паузы подзывают ее так: «Аппорт!» - «Ко мне!».

Когда составные части навыка подноски предмета отработаны, их объединяют и отрабатывают навык целиком. Вначале снижают требования к выдержке и бросают предмет недалеко, постепенно добиваясь выполнения навыка.

И наконец об аппортировочном предмете. Он может быть любым, но удобным для взятия собакой с земли и подноски его. Он не должен быть игрушкой, которую можно грызть или трепать. Когда собака начнет безотказно носить один предмет, хорошо переключиться на другие. А в итоге предложить собаке поиск «потерянного» предмета, т. е. поиск без визуального контроля, или выборку своего предмета из кучи чужих.

Владимир Гриценко