Исследователи призывают японское правительство ужесточить меры контроля над потреблением китового мяса. В частности, ученые советуют воздержаться от потребления этого блюда беременным женщинам, чтобы не навредить еще не родившимся детям. В 1950-х - начале 1960-х гг. сотни детей, живущих в районе японского залива Минамата, родились со страшными дефектами. Рождение тяжело больных детей было последствием катастрофы, обрушившейся на рыбаков и крестьян залива. Неизвестный недуг вызывал отмирание мышц рук и ног, потерю речи, поражал головной мозг. Начиналось все с того, что в поселке взбесились кошки. Они дико визжали, стрелой носились по улицам, со всего разбегу налетали на дома и людей, а затем кидались к морю, прыгали в волны и тонули. Чайки, взмыв в небо, складывали вдруг крылья, штопором вонзались в воду и оставались там бездыханными. Окуни подплывали к берегу, но были такими сонными и вялыми, что дети без труда ловили их руками.

А потом этой «кошачьей пляской» заболели люди. Врачи из больниц префектуры Кумамото определили, что мозг больных поражен частицами какого-то тяжелого металла. И тогда взоры исследователей обратились к заливу Минамата, куда тянулся канал, по которому стекала вода с производственными отходами концерна «Тиссо». Проведенный анализ показал, что в море, у устья канала, находятся частицы селена, таллия, марганца, меди, свинца, ртути. По настоянию врачей завод отвел от залива канал, и с сентября 1958 года отходы от него полились в реку, которая протекает по поселку. Через три месяца болезнь уложила в больницы людей, живших по ее берегам.

По мнению специалистов, к концу 1960-х годов «болезнью минамата» в той или иной степени было поражено сто тысяч жителей в префектурах Кумамото и Кагосима. В 1950 году выработка ацетальдегида на заводе достигла своей наивысшей мощности, и сброс ртути в залив стали наибольшими за все время существования завода.

Туши белобоких дельфинов, фото фотография киты

В конце 1959 года сообщения врачей из университета Кумамото о настоящей причине болезни взбудоражило всю Японию. Заводские охранники уже не могли чинить препятствия всевозможным комиссиям, которые прибывали сюда почти каждый месяц. Общественность вздрогнула, узнав, что содержание ртути в крабах, выловленных в заливе Минамата, составляет 35,7 ррм, в кефали - 10,6 ррм, в креветках - 5,6 ррм. А когда произвели замер в устье сточного канала, то оказалось, что концентрация ртути в нем равна 2010 ррм. После этого экономический департамент префектуры Кумамото запретил продажу рыбы, добытой в заливе. Что касается лова, то это было оставлено на усмотрение самих рыбаков. Даже сейчас более чем у 3 тысячи японцев официально зарегистрирована болезнь «минамата». Все они, и члены их семей получают ежегодные компенсации в размере $90 тысяч.

В недавно проведенной серии проб средняя концентрация ртути в печени дельфинов и китов составила 370 ррм, что в 900 раз превышает установленные правительством нормы. В почках и легких содержание ртути тоже превышало нормы - примерно на два порядка. Проб, в которых содержание ртути укладывалось бы в установленные пределы, не было. Пробы были взяты из тканей «короткозубых» китов и дельфинов, отлов которых не запрещен международной комиссией по китобойному промыслу. Ртуть накапливается в их внутренних органах при потреблении в пищу зараженной рыбы и моллюсков.

По материалам журнала New Scientist
Источник: CNews.ru, 10.06.2002